4 октября 2017 года исполняется 60 лет со дня запуска первого искусственного спутника Земли «Спутник-1», который положил начало эпохи освоения космоса.

В ЦГНТА Украины хранится конструкторская документация нескольких образцов агрегатов для установки и транспортировки первых баллистических ракет Сергея Королева, разработанная специалистами Новокраматорского машиностроительного завода (НКМЗ).

История создания, особенности конструкции, технические характеристики многочисленных спутников и космических ракет, покорявших необъятные просторы Вселенной подробно описаны в многочисленных научных трудах, и добавить что-то новое достаточно сложно. Между тем, без внимания исследователей, как правило, остается специальное транспортное и установочное оборудование, которое отвечало за доставку ракеты на стартовую площадку и ее перевод в вертикальное положение.

НКМЗ начал выполнять правительственные заказы на изготовление ракетного оборудования с первых послевоенных лет. В феврале 1949 на заводе было воспроизведено разрушенное войной спецпроизводство, а уже в апреле определено номенклатуру ракетной техники: грунтовые лафеты (установщики) 8У22 и 8У24, а также козловой кран 8Т21 для боевых ракет Р-1 и Р-2. Позже в эту номенклатуру вошли установщик портального типа 8У25 и трансбордерная тележка К-1 (агрегат 8Т130) для ракет Р-5, Р-5М и Р-12. Все вышеупомянутые устройства использовались на ракетном полигоне Капустин Яр.

Понадобилось около двух лет, чтобы организовать на заводе спецпроизводство, которое в соответствии с приказом директора завода Ивана Катеринича от 1951 включало специальное конструкторское и технологическое бюро, а также цех № 6.

К участию в работе подразделений, задействованных в производстве специального оборудования, привлекали сотрудников НКМЗ, которые ранее занимались проектированием и производством продукции для нужд металлургической и горнодобывающей промышленности.

Проектирование и выпуск изделий специального назначения курировалось лично министром тяжелого и транспортного машиностроения СССР Николаем Казаковым и находилось на контроле у ​​Лаврентия Берии, который возглавлял специальный комитет по использованию атомной энергии.

Ракетное оборудования предназначалось для нужд Главного артиллерийского управления (ГАУ), именуемого в технической документации «заказчик» и изготавливалось в соответствии с техническими условиями (ТУ) этого ведомства.

Из документов ЦГНТА Украины известно, что на базе НКМЗ действовал аппарат постоянного военного представителя ГАУ, который следил за неукоснительным соблюдением ТУ и участвовал в испытаниях.

Кроме того, ГАУ присваивало ракетному оборудованию специальные индексы. В соответствии с принципом построения индексов ГАУ, который использовался в 1930-х - 1950-х годах, цифра «8» обозначала отдел, в подчинении которого находилась установка. К восьмому отдела относилась ракетная техника. Расположенная после номера отдела буква, указывала на тип образца. Исходя из этого можно установить, что «У» - установочное, а  «Т» - транспортное оборудование. Двузначный номер в конце индекса указывал на конкретный образец. Рост этого номера связан с изменением технических характеристик, которые происходили в результате модификаций версий агрегатов.

Архивные источники свидетельствуют о режиме строгой секретности, в которой происходила передача готовых механизмов. Так, в присутствии представителя грузополучателя, изделие загружалось в крытый вагон или на открытую платформу, где его тщательно накрывали брезентом. Обязанность охранять оборудования до передачи заказчику возлагалась на завод.

При подготовке выставки использовались документы из фонда Новокраматорского ордена Ленина и ордена Октябрьской революции машиностроительного завода имени В. И. Ленина (НКМЗ) Министерства тяжелого и транспортного машиностроения СССР, г. Краматорск (ф. Р-50). Выставка включает два раздела.

В первом разделе «Установочное оборудование» представлено конструкторскую документацию грунтовых лафетов (установщиков) 8У22 (к. 2-50) и 8У24 (к. 2-51), а также установщика портального типа 8У25 (к. 2-52), который устанавливался на шасси грузового автомобиля ЯАЗ-210. Это оборудование использовалось для перевода ракеты Р-1 с технической на стартовую позицию и ее установки на пусковой стол стартового комплекса.

На базе 8У22 была разработана усовершенствованная модель грунтового лафета 8У24, которая предназначалась для обслуживания ракеты Р-2. Позже, уже на основе 8У24 был создан установщик портального типа 8У25 для серии ракет Р-5, Р-5М и Р-12. Интересно то, что благодаря удачной конструкции агрегата 8У25, ряд его комплектующих был размещен на внешнюю кооперацию с перспективой дальнейшего серийного производства.

Второй раздел включает документы, посвященные транспортному оборудованию: козловому крану 8Т21 (к. 2-53) и трансбордерной тележке К-1 (агрегат 8Т130) (к. 2-54), которые доставляли баллистические ракеты непосредственно в районе хранилищ.

 

Научный сотрудник отдела использования

информации документов ЦГНТА Украины

Ожиганов Д. И.

 

Раздел 1. Установочное оборудование

1.1. Технические условия на изготовление, испытания и приемку изделия 8У22. 1956 г.

(ЦГНТА Украины. Ф. Р-50. К. 2-50. Оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 3)

1.2. 8У22. Стрела подъема. 1955 г.
(ЦГНТА Украины. Ф. Р-50. К. 2-50. Оп. 1. Ед. хр. 5. Л. 9)
1.3. 8У22. Ход передний. 1956 г.
(ЦГНТА Украины. Ф. Р-50. К. 2-50. Оп. 1. Ед. хр. 43. Л. 10)
1.4. 8У22. Ход задний. 1956 г. 

(ЦГНТА Украины. Ф. Р-50. К. 2-50. Оп. 1. Ед. хр. 47. Л. 23)

1.5. 8У22. Стрела тяговая. 1956 г.

(ЦГНТА Украины. Ф. Р-50. К. 2-50. Оп. 1. Ед. хр. 56. Л. 5)

1.6. Технические условия на изготовление, испытания и приемку изделия 8У24. 1955 г.

(ЦГНТА Украины. Ф. Р-50. К. 2-51. Оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 3)

1.7. 8У24. Стрела подъема. 1954 г.

(ЦГНТА Украины. Ф. Р-50. К. 2-51. Оп. 1. Ед. хр. 6. Л. 9)

1.8. Схема загрузки изделия 8У24. 1954 г.

(ЦГНТА Украины. Ф. Р-50. К. 2-51. Оп. 1. Ед. хр. 64. Л. 19)

1.9. 8У25. Оборудованное шасси. 1958 г.

(ЦГНТА Украины. Ф. Р-50. К. 2-52. Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 18)

1.10. Ведомость размещения на внешнюю кооперацию. 1956 г.

(ЦГНТА Украины. Ф. Р-50. К. 2-52. Оп. 1. Ед. хр. 94. Л. 2)

  Раздел 2. Транспортное оборудование
2.1. Технические условия на изготовление, испытания и приемку крана 8Т21. 1957 г.

(ЦГНТА Украины. Ф. Р-50. К. 2-53. Оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 1)

2.2. Кран 8Т21. Общий вид. 1958 г.

(ЦГНТА Украины. Ф. Р-50. К. 2-53. Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 6)

2.3. Техническая характеристика крана 8Т21. 1958 г.

(ЦГНТА Украины. Ф. Р-50. К. 2-53. Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 6)

2.4. Козловой кран 8Т21. Общий вид. 1952 г.
(ЦГНТА Украины. Ф. Р-50. К. 2-53. Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 7)
2.5. Кран 8Т21. Ход передний. 1954 г.

(ЦГНТА Украины. Ф. Р-50. К. 2-53. Оп. 1. Ед. хр. 21. Л. 6)

2.6. Кран 8Т21. Ход задний. 1956 г.
(ЦГНТА Украины. Ф. Р-50. К. 2-53. Оп. 1. Ед. хр. 27. Л. 8)
2.7. Кран 8Т21. Механизм подъема груза. 1958 г.
(ЦГНТА Украины. Ф. Р-50. К. 2-53. Оп. 1. Ед. хр. 43. Л. 30)
2.8. Технические условия на изготовление, испытания и приемку изделия К-1. 1957 г.
(ЦГНТА Украины. Ф. Р-50. К. 2-54. Оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 2)
2.9. Техническое описание и инструкция по эксплуатации трансбордерной тележки К-1.1957 г.
(ЦГНТА Украины. Ф. Р-50. К. 2-54. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 2-3)
(продолжение)
2.10. Тележка трансбордерная. Вид сбоку. 1957 г.
(ЦГНТА Украины. Ф. Р-50. К. 2-54. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 132)
2.11. Трансбордерная тележка. Вид сверху. 1957 г.
(ЦГНТА Украины. Ф. Р-50. К. 2-54. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 133)
2.12. Кабина трансбордерной тележки. Продольный разрез. 1957 г.

(ЦГНТА Украины. Ф. Р-50. К. 2-54. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 153)

2.13. Техническая характеристика трансбордерной тележки. 1957 г. 
(ЦГНТА Украины. Ф. Р-50. К. 2-54. Оп. 1. Ед. хр. 5. Л. 2)
2.14. Тележка трансбордерная. Общий вид. 1955 г.
(ЦГНТА Украины . Ф. Р-50. К. 2-54. Оп. 1. Ед. хр. 7. Л. 6)
Центральный государственный научно-технический архив Украины
Copyright © 2017